Аэро - фото и видеосъемка в Украине, России, СНГ и по всему Миру

Почему воздушная съемка дорогая?

 

Объективная цена на аэрофотосъемку.
Как вообще формируется цена на воздушную съемку?

 

За последнюю пару лет производство мультироторных вертолетов развилось до такой степени, что техника начального уровня для воздушной съемки стала такой же доступной по цене как приличный фотоаппарат или видеокамера. На этой волне появилось множество бесплатных (!) семинаров и мастер-классов по «обучению» пилотированию и съемке. К сожалению, подобные курсы не столько обучают чему либо, сколько искажают у людей представление о реальном положении вещей. Основная мысль которую доносят на этих мастер классах такова - воздушная съемка хорошо оплачивается, летать очень просто, квадрокоптер сам не падает, в общем снимать может любой - покупайте наши вертолеты и сразу станете востребованными профессионалами!

К чему это привело на сегодняшний день? Люди начали массово покупать системы начального уровня типа «DJI Phantom» и предлагать услуги по воздушной съемке.  Как результат - резко снизилась цена аэросъемки. Для заказчика это было бы хорошо, если бы с падением стоимости не обвалилось качество самой воздушной съемки. Разумеется, увеличение предложения должно приводить к снижению цены, но существует некая граница рентабельности, ниже которой стоимость услуги падать не должна. Аэросъемка весьма специфический вид деятельности, где высока стоимость оборудования, велик риск его потери, а кроме того, воздушный оператор должен приобрести набор сложных технических и художественных навыков, о чем обычно «забывают»  сказать на рекламных курсах. Сегодня перед заказчиком стоит выбор между дорогим специалистом, который гарантированно и качественно выполнит работу, или недорогим неофитом, готовым работать за «сколько дадут», но при этом совершенно не гарантирующим качественный результат. Возникает законный вопрос, а почему нельзя качественно, но за «умеренную» плату? На это стоит ответить подробно. Цена воздушной съемки складывается из двух составляющих: это производственные затраты и собственно гонорар специалиста. В структуре ценообразования они соотносятся примерно как 70% и 30% соответственно. То есть, собственно доход оператора - профессионала воздушной съемки составляет не более одной трети запрошенной стоимости. Откуда такие высокие производственные затраты, спросите вы? Давайте разберемся вместе. Во-первых, при воздушной съемке применяется весьма дорогая, даже на начальном уровне техника. Во-вторых, используются дорогие расходные материалы и наземное оборудование. И в-третьих, внимание, вся эта техника амортизируется за один сезон или даже быстрее практически на 100%. Можно привести простую аналогию с автомобилем. Даже если вы опытный, внимательный водитель, за год хотя бы несколько раз вы «влетаете» колесами в серьезные ямы. В этом нет вашей вины - вас подрезали, свежая яма на пути и так далее. В случае с автомобилем вы отделываетесь испугом, либо «попадаете» на визит в шиномонтаж, или на СТО - тут уж как повезет. С летательным аппаратом ситуация другая. Если мультироторный вертолет по какой то причине падает, это всегда серьезный ремонт, и это в хорошем случае. При плохом раскладе (падение с большой высоты, попадание в воду, улет техники) это полная потеря летательного аппарата и всего установленного на нем съемочного оборудования. И это еще, если вы не причинили ущерб третьим лицам. Ни в одной другой съемочной профессии оператор не рискует так своим оборудованием. При воздушной съемке этот риск есть в каждом полете.  Такое положение вещей, заставляет профессионала закладывать высокие производственные расходы просто по тому, что иначе он не выйдет даже на уровень безубыточности. Профессионал не может себе позволить работать дешево! Иначе завтра ему нечем будет работать. Даже если оценить все риски и расходы очень грубо, с округлением в меньшую сторону, то уровень рентабельности при аэросъемке с Phantom составляет примерно 100$ за смену. И это без учета гонорара самого пилота - оператора. При воздушной съемке более дорогими системами эта цифра еще больше.

Отдельно стоит поговорить о качестве аэросъемки. Сам по себе факт обладания квадрокоптером Phantom или даже более дорогими системами от DJI - «Inspire», «S900» или «S1000» не обеспечивает заказчику качественный результат воздушной съемки. Навыки свободного пилотирования таких систем появляются только после большого количества часов «налета» на них. Даже опытный пилот не всегда одновременно хороший оператор. Профессиональный оператор воздушной съемки умеет видеть кадр, понимает как его правильно построить и снять, и в состоянии провести съемочный вертолет по нужной траектории. Подготовка такого специалиста занимает несколько лет даже в хорошем случае. За эти годы неизбежно случаются аварии приводящие к гибели летательных аппаратов и съемочной техники. Таким образом, на момент когда специалист получает достаточный уровень квалификации, стоимость его обучения такова, что он не может позволить себе работать по цене «за сколько дадут». Похожая ситуация уже была во время появления первых дешевых цифровых фотокамер. Тогда спрос на услуги профессиональных фотографов временно упал - пока люди не поняли, что снимает не камера, а специалист который ее держит.

В итоге мы приходим к неизбежному выводу - аэросъемка бывает или качественная по объективной цене, или за «не дорого». Если вам предлагают выполнить воздушную съемку меньше чем за 100$, будьте уверены, исполнитель просто готов учиться за ваш счет. Возможно, для исполнителя это полезно, в плане приобретения опыта, но для заказчика такая съемка обернется разочарованием и потерей денег. На сегодняшний день в нашей практике уже  было несколько случаев, когда люди обращались с просьбой переделать чужую воздушную съемку выполненную «недорого». В результате заказчикам приходилось за одну работу платить дважды.

 


Пример "недорогой" работы

 

В заключении этой статьи я призываю потенциальных заказчиков не гоняться за самым дешевым предложением воздушной съемки, а делать свой выбор осознанно, с пониманием того, что качественная воздушная съемка просто не бывает дешевой.

Дмитрий Следюк



Яндекс.Метрика