Аэро - фото и видеосъемка в Украине, России, СНГ и по всему Миру

Заказ аэрофотосъемки:
+38 067-710-78-57
pilot@aerophoto.com.ua
Дмитрий Следюк

 

«Крылатая фотография» (Дмитрий Следюк)

«Крылатая» фотография» (Дмитрий Следюк)
Статья опубликованная в журнале DFoto, 2003 год

Зарождение аэрофотосъем­ки можно отнести ко вре­мени изобретения перенос­ных фотоаппаратов и пер-вых успешных опытов в об­ласти воздухоплавания. Одним из пионеров съемки с воздуха по праву счита­ется знаменитый французс­кий фотограф Надар (псев­доним Гаспара Феликса Тур-нашона, 1820-1910). Бу­дучи увлекающимся чело­веком, он буквально забо­лел этой идеей. Из гондолы шара «Гигант» - так Надар назвал свой летательный аппарат - он снимал окрес­тности Парижа, удивляя по­лученными изображениями современников.

К числу наиболее важных сфер примене­ния нового технического чуда можно причислить воздушную разведку. Впер­вые она проводилась в 1862 г. во время Граж­данской войны в США. Северяне с аэростатов фотографировали укрепления южан, в даль­нейшем для целей аэроразведки фотокаме­ры поднимали в воздух на аэропланах(вспом­ните фильм «Служили два товарища») и даже на птицах! Дрессированные голуби исполь­зовались для аэрофотосъемки во время Пер­вой мировой войны. Миниатюрная фотокаме­ра закреплялась на груди птицы-разведчика, в полете над вражескими позициями сраба­тывал часовой механизм,и панорама оборо­ны оказывалась в руках у противоборствую­щей стороны.

Сегодня мы более подробно поговорим о лю­бительской аэрофотосъемке.

Летательные аппараты

Воздушные шары.
К их достоинствам сле­дует отнести большую подъемную силу, ко
торая растет в геометрической прогрессии с увеличением объема шара. Недостатком их является почти полная неуправляемость и, как следствие, большая зависимость от погод­ных условий. Как правило, для аэрофотосъем­ки почти всегда применяется только привяз­ной аэростат.

 

Правда, в последние годы стали появлять­ся относительно небольшие воздушные шары, в которых горелки, нагревающие воздух в бал­лоне, управляются по радио, позволяя регули­ровать подъемную силу. Таким образом, можно использовать шар в свободном полете.

 

Голуби.
Сейчас в распоряжении фотолюби­телей имеются фотокамеры массой до 100 г. Доступны и системы радиоуправления для них, бортовая часть которых весит несколько де­сятков грамм. Поднять такую систему в воздух птице вполне по силам. Для любительской аэ­рофотосъемки чаще всего берут голубей, пос­кольку они сочетают в себе такие качества, как обучаемость, неприхотливость, и вдобавок об­ладают достаточной выносливостью для поле­та с аппаратурой. Но основное, на мой взгляд, достоинство этих пернатых кроется в их «бор­товом компьютере». Головной мозг голубя ра­ботает так, что позволяет ему перемещаться по воздуху в условиях густой растительности или плотной городской застройки. Проблемой применения птиц остается невозможность точ­ного управления траекторией полета, кроме того, необходимы специальные навыки дрес­сировки.

Использование конструкции машущего крыла для миниатюрных летательных аппаратов настоль­ко привлекательно, что DARPA (DARPA - Defence Advanced Research Projects Agency (Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США, www.arpa.mil). Специалисты DARPA по праву считаются родоначальниками Internet. Сегодня агентство финансирует большую исследовательскую программу по созданию разведывательных микросамолетов.) финансирует проект создания управляемого микромахолета весом всего 11,5 г (!), способного нести цифровую видеокамеру. Проект получил название MicroBat.

Воздушные змеи.
Это, пожалуй, самые популяр­ные в мире летательные аппараты, применяемые для любительской аэрофотосъемки. И не случайно. Судите сами: затраты на изготовление или покуп­ку змея невелики, особых навыков для его запуска не требуется, грузоподъемность достаточна велика, чтобы отправить на нем в полет практически любой цифровой аппарат. Для съемки камера крепится к лееру на специальной самостабилизирующейся под­веске, изобретенной, кстати, еще в начале прошлого века и состоящей из системы блоков, через которые особым образом пропущен еще один леер - на нем, собственно, и висит люлька с камерой. Такая подве­ска обеспечивает постоянное положение фотоаппа­рата относительно земли. Люлька, в свою очередь, обычно оснащается радиоуправляемой поворот­ной системой. В простейшем случае можно вообще обойтись без дистанционного управления: для этого камеру еще на земле ориентируют в нужном направ­лении и закрепляют. Набор высоты змеем занима­ет несколько минут, поэтому встроенный в фотока­меры таймер для спуска затвора не годится. Вместо него легко создать простейшую конструкцию, в кото­рой для задержки спуска используется кубик льда -система сработает, как только лед растает. Змей от­лично летает над полями, стадионами и площадями, но совершенно не подходит для съемок в услови­ях плотной застройки. Замечу, что хотя это и самый безопасный способ подъема аппаратуры, я пережилнесколько неприятных минут, когда мой змей с фо­токамерой зацепился леером за верхушку дерева. К счастью, усилившийся ветер помог мне его осво­бодить.

Ракеты.
Первые опыты по использованию ракет для аэросъемки проводились в германской армии еще в 1900 г. инженером Маулем. Ракета за считан­ные секунды способна взлететь на высоту в несколь­ко сотен или даже тысяч метров, и оттуда произво­дится съемка. К сожалению, с возвращением на зем­лю дела обстоят хуже. Чем выше поднялась ракета, тем дальше от места старта она приземлится, спуска­ясь на парашюте. Тут для поиска не обойтись без радиомаяка. Сегодня фотографы применяют ракеты довольно-таки редко. Они попали в наш обзор лишь потому, что существуют готовые наборы для люби­тельской аэрофотосъемки на базе ракет - их дела­ют в Польше. Кроме того, подобные решения часто предпочитают американские пользователи, обожа­ющие строить и запускать ракеты с фото- и видео­техникой.

До сих пор мы рассматривали лишь свободноле-тающие аппараты. Пришло время рассказать об уп­равляемых.

Самолеты.
Сейчас выпускается немало управля­емых моделей самолетов, которые сможет собрать практически любой желающий. Есть даже комплек­ты (например, Wingo), непосредственно предназна­ченные для любительской аэрофотосъемки. Как пра­вило, в такой набор, кроме самолета, входят про­стейший одноразовый фотоаппарат и механизм для управления спуском затвора. Хотя грузоподъем­ность миниатюрного летательного аппарата невели­ка - всего около 100 г, его легко переоснастить циф­ровой камерой вместо дешевой пленочной моде­ли. Обычно фотоаппарат неподвижно закрепляется на борту. Во время полета, управляя самолетом, вы сможете наводить камеру на любой интересующий участок земли. Единственно, существует риск поте­рять модель, если она выйдет из зоны видимости. В моей практике был случай, когда я буквально на несколько секунд потерял из виду свой «фотосамо­лет» и в результате долго искал его на поросшем де­ревьями и кустарником участке местности размером примерно 200 х 200 м!

Вертолеты.
Как известно, по маневренности это­му средству передвижения по воздуху просто нет равных: он способен зависать над объектом съем­ки, а также без проблем взлетать и садиться на от­крытых площадках. Кроме того, среди достоинств вертолета нужно выделить его большую грузоподъ­емность - до 10 кг. К недостаткам подобных конструкций следует отнести высокую стоимость, зна­чительную вибрацию летательного аппарата, а также довольно серьезные требования к подготовке «пило­та» - обычно на это уходит очень много времени. По популярности среди любителей фотографирование с моделей вертолетов занимает третье место в мире. Кроме того, при съемке особо динамичных сцен или эпизодов, сопряженных с риском для жизни людей, такой способ управления камерой предпочитают операторы Голливуда.

Фототехника

Приведу некоторые соображения, которыми руко­водствовался при выборе камеры для аэросъемки.

Естественно, многим авторам захочется иметь «твердую копию» своих снимков, поэтому минималь­ное разрешение матрицы аппарата должно быть не менее 1 млн. пикселов - в таком случае можно по­лучать отпечатки приемлемого качества размером до 10 х 15 см.

Некоторые преимущества имеют модели без ав­тофокусировки, поскольку аппараты, позволяющие проводить автоматическое наведение на резкость, как правило, более инерционны, что очень нежела­тельно для летающих систем.

И наконец, чем легче будет ваша камера, тем луч­ше. Большинство цифровых фотоаппаратов не при­способлено для дистанционного управления. Если вы решились на доработку камеры, то имеет смысл вывести наружу провода, с помощью которых мож­но управлять спуском затвора, включением и вы­ключением аппарата, а возможно, и другими функ­циями.

В последние годы в любительской аэрофотосъем­ке все чаще стали использовать миниатюрные ви­деокамеры с передатчиками, посылающими изобра­жение на землю. Их обычно применяют в качестве видоискателя для фотокамеры. К сожалению, в некоторых странах, в том числе и в Украине, такие теле­передатчики пока «вне закона».

Дополнительное оборудование

Перечень и описание дополнительного оборудо­вания - тема для отдельного разговора, и все же о не­которых устройствах просто необходимо упомянуть.

Автопилоты.
Наиболее простые из них, оптиче­ские, отслеживают видимую линию горизонта, по­зволяя самолету лететь на безопасной высоте. Более сложные помогают вести летательный аппарат по за­данному маршруту, ориентируясь по данным GPS.

Гироскопы.
Гироскопы сродни простым автопило­там, благодаря им удается удерживать летательное средство в определенном положении вне зависимо­сти от атмосферных явлений.

GPS (Global Positioning System).
Установленные на летательный аппарат системы GPS позволяют точ­но узнать высоту, скорость и маршрут полета с при­вязкой данных к глобальной системе координат.

Специфика съемки

По определению аэрофотосъемка бывает плано­вая (когда камера «смотрит» вертикально вниз) и перспективная (камера направляется под углом к го­ризонту). Рельеф местности с высоты выглядит со­вершенно непривычно - холм или овраг можно отли­чить, только имея определенный опыт. Как правило, свет от солнца в зените скрадывает высоту объек­тов, зато дает красивые блики на водной поверхно­сти. Вечернее и утреннее солнце подчеркивает ре­льеф местности за счет теней и позволяет наблюдать дно водоемов.

Важную роль играет высота, с которой ведется съемка. Чем выше поднять камеру, тем большую пло­щадь поверхности земли удастся запечатлеть и тем сильнее снимок станет походить на топографиче­скую карту. Если высота небольшая, в центре вни­мания на изображении окажутся узнаваемые детали.

Казалось бы, аэросъемка зимой менее интересна, чем в любое другое время года, поскольку мелкие не­ровности ландшафта укрываются снегом. Но это да­леко не так - «зимние» кадры с высоты птичьего по­лета получаются необычайно поэтичными и вырази­тельными.

Большое влияние на результат съемки оказывает облачность - в ее условиях вам придется использо­вать более длинные выдержки, что приводит к дина­мической нерезкости на снимках.

Отдельным вопросом является точное наведе­ние камеры на интересующий вас объект. При плановой съемке это решается довольно легко - пилот становится возле снимаемого места и наводит каме­ру или летательный аппарат «на себя». В любом слу­чае имеет смысл сделать несколько заходов на цель. Часто такие повторы дают неожиданные и очень ин­тересные кадры - здесь фотографирование сродни охоте, где любителей ожидает масса сюрпризов.

В заключение хочу добавить, что аэрофотосъем­ка имеет и вполне профессиональное применение. Во многих странах фотоснимки местности с воз­душных змеев и радиоуправляемых самолетов, пос­троенных энтузиастами, используют в археологии. Кроме того, такие фото представляют интерес для служб охраны памятников истории и экологическо­го мониторинга. И наконец, любительская аэрофо­тосъемка - это современное и очень увлекательное занятие, нашедшее множество поклонников в Аме­рике и Европе.

 



Яндекс.Метрика