Аэро - фото и видеосъемка в Украине, России, СНГ и по всему Миру

Портфолио аэровидеосъемки

Аэровидеосъемка портфолио


Шоурил нашей аэровидеосъемки, короткий вариант. Сюда вошли наши съемки для разных проектов в Индии, Иордании, Сингапуре, Японии, Литве, и конечно в Украине. Это были аэросъемки для телевидения, аэро видеосъемка для рекламных роликов, воздушная видеосъемка для документального кино.

К сожалению, мы не имеем возможности показать примеры всех наших аэро видео работ. Мы свято чтим права собственности наших клиентов на полученный от нас видеоматериал. По этой причине в ролик попали только фрагменты аэровидеосъемки взятые с любезного согласия наших заказчиков.



Примеры наших аэровоздушных съемок

Статья «Аэрофотосъемка с радиоуправляемых моделей» (Дмитрий Следюк)

Статья «Аэрофотосъемка с радиоуправляемых моделей»

До недавнего времени аэрофотосъемка была исключительным уделом большой авиации. Последние годы внесли заметные коррективы в такое положение вещей. С появлением надежной аппаратуры радиоуправления и небольших по весу автоматических фотокамер, снабженных виндерами - устройствами для моторной перемоткой пленки, все чаще стала появляться информация об использовании для аэрофотосъемки летающих моделей. На сегодняшний день существуют не только малогабаритные и легкие фотоаппараты, но и видеокамеры со вполне приемлемыми габаритно-весовыми характеристиками. На нескольких последних авиасалонах и выставках вооружений появилось немало специализированных комплексов для фото-видео разведки, разработанных на базе авиамоделей. Очень серьезно разработкой таких комплексов занимаются в Израиле, где они уже сейчас используются для патрулирования дорог вместо традиционных вертолетов.

    В предлагаемой статье я попытаюсь рассказать о технике проведения аэрофотосъемки с использованием недорогой фототехники и сравнительно простых моделей. Вначале я бы хотел затронуть несколько теоретических вопросов. Основные проблемы при подготовке к аэрофотосъемке - это выбор типа модели и самой фотокамеры, а также ее размещение на модели - на этом я остановлюсь подробнее. Модель. Модель должна, во-первых, нести полезный груз в виде фотокамеры. Во-вторых, модель должна лететь достаточно ровно и стабильно, чтобы получить резкие снимки, и в-третьих, она должна быть относительно велика, чтобы ею удобно было управлять на большой высоте или расстоянии. Таким требованиям удовлетворяют учебно-тренеровочные модели, построенные по высокопланной схеме ( крыло расположено в верхней части фюзеляжа ), с выраженным углом V между крыльями, для обеспечения горизонтальной устойчивости. Модели должны иметь либо двигатели внутреннего сгорания объемом от 6-7,5 см3 для 2-х тактных моторов, или 8-10 см3 для 4-х тактных моторов, либо соответствующей мощности электромотор. Электромотор даже несколько предпочтительнее, ввиду низкого уровня вибрации. О вредном влиянии вибрации скажу чуть позже. Кроме моторных моделей, безусловно подходят модели планеров с размахом крыльев более 2м, и модели вертолетов с грузоподъемностью более 1Кг. Для любительских целей самым оптимальным выбором является моторный планер. Такая модель может самостоятельно взлетать практически с любой площадки, при подходящих погодных условиях (наличии восходящих потоков) может находиться в воздухе весьма долго, и наконец, после выключения мотора вибрация полностью пропадает. Можно добавить, что полет планера против ветра проходит с низкой скоростью относительно земли, что тоже является важным моментом. Когда модель-носитель выбрана, наступает черед выбора фотокамеры.

    При выборе фотокамеры, прежде всего нужно исходить из задачи которая перед вами стоит. Если вы хотите просто получить снимки местности с высоты, не предъявляя к их качеству особых требований, вам вполне подойдет недорогая любительская "мыльница". Но если вы хотите получить высококачественные фотографии или слайды, скажем, для полиграфии, вам придется рискнуть, и установить на модели дорогую профессиональную или полупрофессиональную камеру.

    Вы уже решили, что вам надо? Тогда выбираем!Придется вспомнить кое-что из школьного курса физики, раздел "оптика". Объективы можно условно разделить на короткофокусные (широкоугольные) и длиннофокусные (телеобъективы). Первые обладают большим углом обзора, вторые "приближают" снимаемый объект. Наиболее корректно работают телеобъективы - у них лучше исправлена такая неприятная оптическая погрешность, как дисторсия. Дисторсия - это искажения краев фотокадра. Она бывает "подушкообразной" - когда края кадра завалены внутрь, и "бочкообразной" - когда края как бы выгибаются наружу. Практически все недорогие широкоугольные объективы, и даже объективы средней ценовой группы в большей или меньшей степени страдают дисторсией. Иногда это можно использовать как художественный прием, но для картографии или других задач, где нужна точность, такие объективы мало пригодны. У длиннофокусных объективов другая болезнь - малая глубина резкости и склонность к динамической нерезкости на фотоснимках. Это значит, что ошибок в наводке на резкость объектив вам не простит, вибрация модели, вызывающая дрожание камеры, приведет к размытости на фотоснимке. Полет на малой высоте, а значит, с большой угловой скоростью, тоже обернется нерезким кадром. Выход, как всегда, в компромиссе - либо широкоугольный объектив с некоторыми искажениями, но сравнительно "резкий", либо телеобъектив - без искажений, но с необходимостью снимать с большой высоты и боящийся вибрации.

    Практика показала, что наиболее удачный выбор для любительских целей - это полностью автоматическая "мыльница", с объективом 35-40мм, фиксированным фокусом (не нужно производить наводку на резкость), и автоматической перемоткой пленки. Подобную фотокамеру можно без особого труда купить по цене от 15$. Правда, совсем дешевые модели снабжены электромеханическим затвором, что немного усложняет монтаж камеры на модели.

    Еще один хороший вариант, хотя и более дорогой - выбор в пользу цифровой камеры. Она меньше по габаритам и весу, имеет электронный затвор, и вы можете сразу увидеть результаты съемки на ее встроенном дисплее. Как недостаток, можно отметить значительно большую цену - от 100$, и невысокое пока качество съемки у таких камер. Теперь, когда модель и фотоаппарат имеются, пора собрать их в одно целое. Есть несколько способов и мест установки фотокамеры на модели. Можно установить камеру в том месте, где традиционно находится кабина летчика, направив объектив по курсу. Такая схема позволяет снимать, "прицеливая" модель курсом. Способ хорош, так как на качество снимка почти не влияют неизбежные в полете колебания модели по крену - ось этих колебаний проходит как раз через центр объектива, зато влияют колебания по высоте. Кроме того, фотоаппарат, установленный вблизи центра тяжести модели, мало влияет на ее полет, и управляемость. При таком расположении он неплохо защищен от превратностей посадки. К недостаткам способа можно отнести необходимость снимать через вращающийся винт (если работает мотор), попадание в поле зрения объектива частей конструкции модели (это хорошо только как художественный прием, подчеркивающий способ съемки, но не в каждом же кадре!) и самое главное, земля снятая под углом к горизонту, заметно отличающимся от 90 градусов, выглядит часто, как фотоснимок с горы или крыши высокого дома.

    Другой способ - размещение фотокамеры на консоли крыла - в этом случае ось объектива направлена поверх крыла, на котором закреплена камера, поверх фюзеляжа и поверх противоположного крыла. Способ интересен тем, что при достаточно широкоугольном объективе позволяет видеть почти всю модель, как бы на фоне снимаемого пейзажа. Способ хорош для съемки автопортретов. Для этого, прицеливание производится направляя модель так, чтобы оба крыла и фотокамера, стоящая на дальнем от вас крыле, находились на одной прямой, на линии зрения. В этом случае "попадание" практически гарантировано. Для других видов съемки способ пригоден мало, ввиду высокой чувствительности к колебаниям модели по крену, и недостатков связанных с попаданием в кадр значительного количества деталей модели. Такая схема очень неудачна с точки зрения аэродинамики и сохранности камеры при неудачной посадке.

    Наиболее, на мой взгляд, удачный способ размещения фотокамеры - это размещение ее объективом вниз. Установить камеру таким образом можно внутри модели, прорезав окно в фюзеляже, если позволяют его размеры. Если размеры фюзеляжа не позволяют разместить камеру внутри, то можно закрепить ее снаружи, в углу, образованном крылом и фюзеляжем. На высокопланах там образуется значительное свободное пространство. При таком способе крепления, объектив должен смотреть строго вниз по полету модели. В этом случае, вы без особого труда получите классические "аэрофотоснимки" исключающие подозрения в съемке с дерева, горы или крыши.

    Если необходимо, можно управляя креном, проводить съемку и под другими углами к горизонту. Способ весьма хорош по аэродинамике и соображениям сохранности камеры. К недостаткам можно отнести относительно высокую зависимость резкости от колебаний крена. Вообще, при любых способах размещения фотоаппарата на модели, совсем нелишней является установка на модели гироскопа - для получения наилучших по резкости снимков. Гироскоп поможет вам, автоматически компенсируя колебания в выбранной плоскости.

    Когда место для фотоаппарата выбрано, неплохо подумать и о способе управления им. В принципе, управлять осталось только моментом спуска затвора. В недорогих камерах, имеющих электромеханический затвор, для его спуска нужно приложить некоторое усилие на кнопку спуска. В более дорогих моделях и цифровых камерах спуск затвора производится замыканием контактов той же кнопкой. Проверить, какой у вашей камеры затвор - довольно просто. Если после перемотки пленки вытащить батарейки, а потом попытаться спустить затвор, это получится только с электромеханическим затвором. Если он срабатывает только при наличии батареек - затвор имеет электронное управление. Зачем нам это знать? Гораздо проще вывести из камеры пару проводов, протянуть их в удобное место, и там замыкать с помощью контактов на качалке любой рулевой машинки, чем монтировать сложную систему рычагов, или саму машинку на фотоаппарат, для спуска затвора посредством нажатия кнопки. Идея вам понятна? Тогда ее конкретная реализация зависит от конкретного фотоаппарата и места его установки на модели. В моем случае, я установил фотокамеру под крылом, вплотную к фюзеляжу, внутри которого отдельная машинка через рычаг, выведенный наружу, толкала кнопку спуска затвора. Очень неплохо надеть на такой рычаг пружинку, чтобы не "передавить" кнопку затвора, и не поломать фотоаппарат.

    Когда вся работа по монтажу будет закончена, проверьте, как работает система в целом. Я вывел управление фотокамерой на подпружиненный выключатель "тренер-ученик" моей аппаратуры радиоуправления. Советую и вам использовать подпружиненные выключатели, которые сами возвращаются в исходное состояние, и не отвлекают вас от управления моделью. Система должна надежно срабатывать, и сразу отпускать кнопку затвора, так как во многих камерах пленка начинает перематываться только когда эта кнопка будет отпущена, в других моделях, удержание кнопки затвора приводит к экспонированию серии кадров. Если на камере есть принудительное включение фотовспышки - ее лучше включить. Толку от этого при съемке днем с высоты никакого, но вспышки заметны практически на любой высоте, даже в солнечную погоду, и показывают момент съемки очередного кадра. По отсутствию вспышек можно косвенно судить о неполадках в системе управления камерой и посадить модель вместо того, чтобы снимать несуществующие кадры. У меня был случай, когда я около 10 минут "охотился" за летающим над полем журавлем, а потом оказалось, что я ничего не снял - в камере сели батареи! В некоторых моделях, не имеющих принудительного включения вспышки, ее можно "обмануть", закрыв непрозрачным материалом отверстие датчика освещенности. Хотя в этом случае возможны грубые погрешности в экспозиции.

    Первые эксперименты по аэрофотосъемке лучше проводить в предвечернее время, когда солнце уже клонится к горизонту. В такое время наиболее благоприятное освещение местности для съемок сверху - строения и люди отбрасывают длинные, эффектно выглядящие тени. Кроме того, ветер в это время суток, как правило, слабеет, что упрощает управление моделью. Лучше использовать фотопленку фирмы "KODAK" - она дает наилучшую цветопередачу теплых тонов. Чувствительность - не менее 400 единиц. Это обеспечит более короткую выдержку, и соответственно, на качество меньше будет влиять динамическая нерезкость. Конкретные рекомендации по съемке давать я не буду. Посоветую только экспериментировать с высотой. Ваши творческие успехи отныне в ваших собственных руках. Желаю удачи.

Аэрофотосъемка для журнала «Superior Golf»

Аэрофотосъемка для журнала «Superior Golf»

«Крылатая» фотография» (Дмитрий Следюк)
Статья опубликованная в журнале DFoto, 2003 год

Зарождение аэрофотосъем­ки можно отнести ко вре­мени изобретения перенос­ных фотоаппаратов и пер-вых успешных опытов в об­ласти воздухоплавания. Одним из пионеров съемки с воздуха по праву счита­ется знаменитый французс­кий фотограф Надар (псев­доним Гаспара Феликса Тур-нашона, 1820-1910). Бу­дучи увлекающимся чело­веком, он буквально забо­лел этой идеей. Из гондолы шара «Гигант» - так Надар назвал свой летательный аппарат - он снимал окрес­тности Парижа, удивляя по­лученными изображениями современников.

К числу наиболее важных сфер примене­ния нового технического чуда можно причислить воздушную разведку. Впер­вые она проводилась в 1862 г. во время Граж­данской войны в США. Северяне с аэростатов фотографировали укрепления южан, в даль­нейшем для целей аэроразведки фотокаме­ры поднимали в воздух на аэропланах(вспом­ните фильм «Служили два товарища») и даже на птицах! Дрессированные голуби исполь­зовались для аэрофотосъемки во время Пер­вой мировой войны. Миниатюрная фотокаме­ра закреплялась на груди птицы-разведчика, в полете над вражескими позициями сраба­тывал часовой механизм,и панорама оборо­ны оказывалась в руках у противоборствую­щей стороны.

Сегодня мы более подробно поговорим о лю­бительской аэрофотосъемке.

Летательные аппараты

Воздушные шары.
К их достоинствам сле­дует отнести большую подъемную силу, ко
торая растет в геометрической прогрессии с увеличением объема шара. Недостатком их является почти полная неуправляемость и, как следствие, большая зависимость от погод­ных условий. Как правило, для аэрофотосъем­ки почти всегда применяется только привяз­ной аэростат.

 

Правда, в последние годы стали появлять­ся относительно небольшие воздушные шары, в которых горелки, нагревающие воздух в бал­лоне, управляются по радио, позволяя регули­ровать подъемную силу. Таким образом, можно использовать шар в свободном полете.

 

Голуби.
Сейчас в распоряжении фотолюби­телей имеются фотокамеры массой до 100 г. Доступны и системы радиоуправления для них, бортовая часть которых весит несколько де­сятков грамм. Поднять такую систему в воздух птице вполне по силам. Для любительской аэ­рофотосъемки чаще всего берут голубей, пос­кольку они сочетают в себе такие качества, как обучаемость, неприхотливость, и вдобавок об­ладают достаточной выносливостью для поле­та с аппаратурой. Но основное, на мой взгляд, достоинство этих пернатых кроется в их «бор­товом компьютере». Головной мозг голубя ра­ботает так, что позволяет ему перемещаться по воздуху в условиях густой растительности или плотной городской застройки. Проблемой применения птиц остается невозможность точ­ного управления траекторией полета, кроме того, необходимы специальные навыки дрес­сировки.

Использование конструкции машущего крыла для миниатюрных летательных аппаратов настоль­ко привлекательно, что DARPA (DARPA - Defence Advanced Research Projects Agency (Управление перспективных исследований и разработок Министерства обороны США, www.arpa.mil). Специалисты DARPA по праву считаются родоначальниками Internet. Сегодня агентство финансирует большую исследовательскую программу по созданию разведывательных микросамолетов.) финансирует проект создания управляемого микромахолета весом всего 11,5 г (!), способного нести цифровую видеокамеру. Проект получил название MicroBat.

Воздушные змеи.
Это, пожалуй, самые популяр­ные в мире летательные аппараты, применяемые для любительской аэрофотосъемки. И не случайно. Судите сами: затраты на изготовление или покуп­ку змея невелики, особых навыков для его запуска не требуется, грузоподъемность достаточна велика, чтобы отправить на нем в полет практически любой цифровой аппарат. Для съемки камера крепится к лееру на специальной самостабилизирующейся под­веске, изобретенной, кстати, еще в начале прошлого века и состоящей из системы блоков, через которые особым образом пропущен еще один леер - на нем, собственно, и висит люлька с камерой. Такая подве­ска обеспечивает постоянное положение фотоаппа­рата относительно земли. Люлька, в свою очередь, обычно оснащается радиоуправляемой поворот­ной системой. В простейшем случае можно вообще обойтись без дистанционного управления: для этого камеру еще на земле ориентируют в нужном направ­лении и закрепляют. Набор высоты змеем занима­ет несколько минут, поэтому встроенный в фотока­меры таймер для спуска затвора не годится. Вместо него легко создать простейшую конструкцию, в кото­рой для задержки спуска используется кубик льда -система сработает, как только лед растает. Змей от­лично летает над полями, стадионами и площадями, но совершенно не подходит для съемок в услови­ях плотной застройки. Замечу, что хотя это и самый безопасный способ подъема аппаратуры, я пережилнесколько неприятных минут, когда мой змей с фо­токамерой зацепился леером за верхушку дерева. К счастью, усилившийся ветер помог мне его осво­бодить.

Ракеты.
Первые опыты по использованию ракет для аэросъемки проводились в германской армии еще в 1900 г. инженером Маулем. Ракета за считан­ные секунды способна взлететь на высоту в несколь­ко сотен или даже тысяч метров, и оттуда произво­дится съемка. К сожалению, с возвращением на зем­лю дела обстоят хуже. Чем выше поднялась ракета, тем дальше от места старта она приземлится, спуска­ясь на парашюте. Тут для поиска не обойтись без радиомаяка. Сегодня фотографы применяют ракеты довольно-таки редко. Они попали в наш обзор лишь потому, что существуют готовые наборы для люби­тельской аэрофотосъемки на базе ракет - их дела­ют в Польше. Кроме того, подобные решения часто предпочитают американские пользователи, обожа­ющие строить и запускать ракеты с фото- и видео­техникой.

До сих пор мы рассматривали лишь свободноле-тающие аппараты. Пришло время рассказать об уп­равляемых.

Самолеты.
Сейчас выпускается немало управля­емых моделей самолетов, которые сможет собрать практически любой желающий. Есть даже комплек­ты (например, Wingo), непосредственно предназна­ченные для любительской аэрофотосъемки. Как пра­вило, в такой набор, кроме самолета, входят про­стейший одноразовый фотоаппарат и механизм для управления спуском затвора. Хотя грузоподъем­ность миниатюрного летательного аппарата невели­ка - всего около 100 г, его легко переоснастить циф­ровой камерой вместо дешевой пленочной моде­ли. Обычно фотоаппарат неподвижно закрепляется на борту. Во время полета, управляя самолетом, вы сможете наводить камеру на любой интересующий участок земли. Единственно, существует риск поте­рять модель, если она выйдет из зоны видимости. В моей практике был случай, когда я буквально на несколько секунд потерял из виду свой «фотосамо­лет» и в результате долго искал его на поросшем де­ревьями и кустарником участке местности размером примерно 200 х 200 м!

Вертолеты.
Как известно, по маневренности это­му средству передвижения по воздуху просто нет равных: он способен зависать над объектом съем­ки, а также без проблем взлетать и садиться на от­крытых площадках. Кроме того, среди достоинств вертолета нужно выделить его большую грузоподъ­емность - до 10 кг. К недостаткам подобных конструкций следует отнести высокую стоимость, зна­чительную вибрацию летательного аппарата, а также довольно серьезные требования к подготовке «пило­та» - обычно на это уходит очень много времени. По популярности среди любителей фотографирование с моделей вертолетов занимает третье место в мире. Кроме того, при съемке особо динамичных сцен или эпизодов, сопряженных с риском для жизни людей, такой способ управления камерой предпочитают операторы Голливуда.

Фототехника

Приведу некоторые соображения, которыми руко­водствовался при выборе камеры для аэросъемки.

Естественно, многим авторам захочется иметь «твердую копию» своих снимков, поэтому минималь­ное разрешение матрицы аппарата должно быть не менее 1 млн. пикселов - в таком случае можно по­лучать отпечатки приемлемого качества размером до 10 х 15 см.

Некоторые преимущества имеют модели без ав­тофокусировки, поскольку аппараты, позволяющие проводить автоматическое наведение на резкость, как правило, более инерционны, что очень нежела­тельно для летающих систем.

И наконец, чем легче будет ваша камера, тем луч­ше. Большинство цифровых фотоаппаратов не при­способлено для дистанционного управления. Если вы решились на доработку камеры, то имеет смысл вывести наружу провода, с помощью которых мож­но управлять спуском затвора, включением и вы­ключением аппарата, а возможно, и другими функ­циями.

В последние годы в любительской аэрофотосъем­ке все чаще стали использовать миниатюрные ви­деокамеры с передатчиками, посылающими изобра­жение на землю. Их обычно применяют в качестве видоискателя для фотокамеры. К сожалению, в некоторых странах, в том числе и в Украине, такие теле­передатчики пока «вне закона».

Дополнительное оборудование

Перечень и описание дополнительного оборудо­вания - тема для отдельного разговора, и все же о не­которых устройствах просто необходимо упомянуть.

Автопилоты.
Наиболее простые из них, оптиче­ские, отслеживают видимую линию горизонта, по­зволяя самолету лететь на безопасной высоте. Более сложные помогают вести летательный аппарат по за­данному маршруту, ориентируясь по данным GPS.

Гироскопы.
Гироскопы сродни простым автопило­там, благодаря им удается удерживать летательное средство в определенном положении вне зависимо­сти от атмосферных явлений.

GPS (Global Positioning System).
Установленные на летательный аппарат системы GPS позволяют точ­но узнать высоту, скорость и маршрут полета с при­вязкой данных к глобальной системе координат.

Специфика съемки

По определению аэрофотосъемка бывает плано­вая (когда камера «смотрит» вертикально вниз) и перспективная (камера направляется под углом к го­ризонту). Рельеф местности с высоты выглядит со­вершенно непривычно - холм или овраг можно отли­чить, только имея определенный опыт. Как правило, свет от солнца в зените скрадывает высоту объек­тов, зато дает красивые блики на водной поверхно­сти. Вечернее и утреннее солнце подчеркивает ре­льеф местности за счет теней и позволяет наблюдать дно водоемов.

Важную роль играет высота, с которой ведется съемка. Чем выше поднять камеру, тем большую пло­щадь поверхности земли удастся запечатлеть и тем сильнее снимок станет походить на топографиче­скую карту. Если высота небольшая, в центре вни­мания на изображении окажутся узнаваемые детали.

Казалось бы, аэросъемка зимой менее интересна, чем в любое другое время года, поскольку мелкие не­ровности ландшафта укрываются снегом. Но это да­леко не так - «зимние» кадры с высоты птичьего по­лета получаются необычайно поэтичными и вырази­тельными.

Большое влияние на результат съемки оказывает облачность - в ее условиях вам придется использо­вать более длинные выдержки, что приводит к дина­мической нерезкости на снимках.

Отдельным вопросом является точное наведе­ние камеры на интересующий вас объект. При плановой съемке это решается довольно легко - пилот становится возле снимаемого места и наводит каме­ру или летательный аппарат «на себя». В любом слу­чае имеет смысл сделать несколько заходов на цель. Часто такие повторы дают неожиданные и очень ин­тересные кадры - здесь фотографирование сродни охоте, где любителей ожидает масса сюрпризов.

В заключение хочу добавить, что аэрофотосъем­ка имеет и вполне профессиональное применение. Во многих странах фотоснимки местности с воз­душных змеев и радиоуправляемых самолетов, пос­троенных энтузиастами, используют в археологии. Кроме того, такие фото представляют интерес для служб охраны памятников истории и экологическо­го мониторинга. И наконец, любительская аэрофо­тосъемка - это современное и очень увлекательное занятие, нашедшее множество поклонников в Аме­рике и Европе.

 

Летающая камера для аэровидеосъемки

Аэровидеосъемка летающей камерой

Что такое аэровидеосъемка летающей камерой сегодня? Представьте себе камеру, которая ничем не ограничена и способна перемещаться в пространстве с легкостью птицы или мотылька - именно такие возможности дает аэровидеосъемка летающей камерой. Приближаться на расстояние нескольких метров и удаляться к горизонту, пролетать в тесных пространствах внутри цехов и меж домами, подниматься над грандиозной сценой - все это доступно в аэровидеосъемке при использовании летающей камеры.

Летающая камера для аэровидеосъемки представляет собой сложный высокотехнологичный комплекс, состоящий из нескольких специализированных под определенные съемочные задачи заменяемых частей.

Описание стоит начать с первого в этом списке - дистанционно управляемого летательного аппарата - мультиротора, или вертолета. К летательному аппарату для аэровидеосъемки предъявляются высочайшие требования по плавности и точности управления, надежности и безопасности. Все критически важные узлы дублированы как и в большой авиации.

Второй компонент - гиростабилизированный подвес для камеры. Для аэровидеосъемки такой подвес едва ли не важнее самого летательного аппарата. Во время полета и аэровидеосъемки любая техника подвержена атмосферным возмущениям, вибрациям от винтомоторной группы, наклонам и покачиваниям при изменении курса. Компенсировать эти воздействия на камеру, и обеспечить ей стабильность - одна из главных проблем в аэровидеосъемке. Кроме того, подвес летающей камеры для аэровидеосъемки должен позволять оператору плавно наклонять и поворачивать камеру во всех плоскостях, чтобы иметь возможность управлять съемочным кадром.

Специальные камеры применяемые для аэровидеосъемки и наборы оптики к ним. Сегодня в качестве летающих камер для аэровидеосъемки используются как совсем маленькие и легкие камеры типа GoPro, так и большие и тяжелые DSLR камеры и даже специализированные для съемки кино аппараты типа Black Magik или RED.

Наземное оборудование для аэровидеосъемки также играет очень важную роль. Это профессиональные пульты дистанционного управления для пилота и оператора летающей камеры, системы контроля изображения, система зарядки и обслуживания аккумуляторов для питания самой летающей камеры и ее носителя, применяемого для аэровидеосъемки.

Несмотря на технологическую сложность, сегодня аэровидеосъемка летающей камерой стала обязательным инструментом кино индустрии. Летающие камеры используются в съемках кино, рекламы, в съемках музыкальных клипов по всему миру. Летающие камеры стали незаменимым инструментом для показа медленных панорам, обширных и величественных планов (фильм «Дом. История путешествия») с высоты птичьего полета, так и динамических сцен, таких, как погони, батальные сцены, спортивные мероприятия. Летающая камера применяемая для аэровидеосъемки может пролететь в считанных сантиметрах над крышей или среди нагромождения индустриальных конструкций создавая захватывающий эффект неминуемого казалось бы столкновения с препятствием.

К примеру, в одном из фильмов Бондианы («И целого мира мало») летающая камера сопровождает Джеймса Бонда во время погони на снегоходах по горным склонам даже во время падения в пропасть. Аэровидеосъемка летающей камерой дает создателю фильма уникальную возможность показать зрителю Мир, глазами летающих существ или пилотов фантастических летательных аппаратов (полет дракона в одной из серий о приключениях Гарри Поттера).

Аэровидеосъемка летающей камерой позволяет снимать с близкого расстояния животных в их естественной среде обитания. Компактные размеры летающей камеры для аэровидеосъемки позволяют проводить съемку в труднодоступных местах - в горах, над водой, в пещерах. Уникальной особенностью этого вида аэровидеосъемки является возможность подлетать камерой в плотную к объектам съемки и удаляться вверх или вдаль одним планом.

Летающая камера позволяет создать у зрителя ощущение «вне времени». В фильме «Заложник» аэровидеосъемка летающей камерой плавно перенести зрителя от крупного детального плана к общему и дальнему плану, став эффектной финальной сценой фильма.

Весь набор сложного профессионального оборудования применяемый для аэровидеосъемки летающей камерой будет бесполезен без опытных пилота и оператора камеры. Съемки такой сложности требуют высоких профессиональных навыков от всей команды.

Задача пилота при аэровидеосъемке не только провести летательный аппарат (вертолет или мультиротор) по намеченной режиссером траектории, но и сделать это максимально плавно, без рывков и резких изменений курса. Кроме того, на плечи пилота летающей камеры ложится большая ответственность за безопасность полета. Падение или столкновение с препятствием всего комплекса применяемой для аэровидеосъемки летающей камеры, имеющего вес около 10-15 килограммов может полностью разрушить дорогую технику и повредить окружающие предметы (это может быть съемка дорогих автомобилей или особняка с зеркальными стенами). Если на съемочной площадке где происходит аэровидеосъемка по замыслу режиссера должны находится люди - ответственность пилота летающей камеры многократно возрастает. 

Оператор летающей камеры во время аэровидеосъемки хоть и не отвечает за безопасность полета, но от него во многом зависит успех аэровидеосъемки в целом. Управляя самой летающей камерой ее оператор следит за кадром, управляя камерой так, чтобы взаимное перемещение носителя (вертолета или мультиротора) и самого объекта съемки на выходе дали эффектную динамичную картинку. Именно ту картинку, которую задумал режиссер, ту, ради которой пилот вел летающую камеру в сантиметрах от препятствий сознательно идя на оправданный риск.

Качественная работа в одной связке - пилота летающей камеры и ее оператора - нарабатывается ценой очень дорогих ошибок и многих совместных съемок.

Использование аэровидеосъемки с летающих камер в кинопроизводстве сейчас становится модным трендом. Такая аэровидеосъемка намного дешевле съемки с больших вертолетов. Очень часто использование летающих камер позволяет то, что при помощи большого вертолета вообще невозможно снять (к примеру, съемки вплотную к людям или препятствиям, динамичные съемки в густой застройке). Не даром летающие камеры широко используют в фильмах, бюджет которых легко выдержит аренду любого большого вертолета. В то же время, работа на площадке летающей камеры все же достаточно дорогое удовольствие, ведь цена «входного билета» в этот бизнес для команд занимающихся аэровидеосъемкой с летающих камер очень высока. Нужно понимать, что опыт людей занимающихся аэровидеосъемкой с летающих камер добывался очень дорогой ценой, методом проб и дорогостоящих ошибок. Стоит понимать, что любая летающая техника (включая большие вертолеты и самолеты) не застрахована от падений, общая стоимость оборудования которое применяется при аэровидеосъемке намного превышает цену самой камеры, и весь этот комплекс буквально висит на волоске, когда пилот и оператор летающей камеры выполняют задачу режиссера.

В завершение хочется сказать, что съемочные группы и режиссеры в Украине и за рубежом, однажды применившие в работе аэровидеосъемку с летающей камеры, как правило вновь и вновь используют этот эффектный съемочный прием, делая свою работу с нашим инструментом намного интереснее и привлекательней для зрителя.



Яндекс.Метрика