Аэро - фото и видеосъемка в Украине, России, СНГ и по всему Миру

Заказ аэрофотосъемки:
+38 067-710-78-57
pilot@aerophoto.com.ua
Дмитрий Следюк

 

Кто снимает лучше - вертолет или дрон?

 

Вертолет против дрона. Что лучше применить для аэрофотосъемки?
История из личного опыта

 

Был у нас такой случай - владелец гостиничного комплекса на ЮБК захотел снять свой комплекс с высоты птичьего полета для рекламного буклета. Нужно было показать этот гостиничный комплекс в разных ракурсах – и от моря с высоты (это особо подчеркнул заказчик), и с привязкой к городку где он стоял, и вертикальный (плановый) вид – чтобы схему парка изобразить. Мы от себя предложили для сайта отеля еще и сферическую панораму с высоты сделать. В общем объем работы вышел приличный, мы посчитали стоимость, и вроде уже все в порядке – готовимся выезжать. В день отъезда звонит этот владелец гостиницы с ЮБК и говорит, что как то дорого у вас получается. Ему тут предложили на большом вертолете пролететь,  дешевле чем мы со своим дроном- мультиротором ему съемку предлагаем. На том и расстались – мы огорченные, владелец гостиницы с ЮБК видимо воодушевленный новой перспективой аэрофотосъемки его отеля с большого вертолета.

 

Проходит около недели, снова звонок со знакомого номера. Звонит менеджер все того же крымского отеля с вопросом, не можем ли мы все-таки провести там аэрофотосъемку. На наши недоуменные вопросы менеджер сперва мнется, затем рассказывает, что вертолетная съемка состоялась, но владелец гостиницы остался очень недоволен результатом и вроде как даже скандал с вертолетчиком и фотографом вышел. Мы не стали отказываться, выехали в Крым и в течении всего дня проводили съемку. С погодой нам в общем повезло, хотя ветер был очень сильный. Работу у нас принимал менеджер отеля вместе с владельцем. Атмосфера в комнате была несколько напряженной. Просмотрев на нашем ноутбуке отснятый материал, владелец ЮБК-шного отеля и его менеджер заметно расслабились и были приятно удивлены как количеством получившихся снимков (мы отобрали около 800 снимков с разных ракурсов и высот), так и точностью соответствия аэрофотосъемки их пожеланиям. Поведение хозяев нас сперва даже удивило. После просмотра обстановка заметно смягчилась, вплоть до коньячка, и хозяин отеля поведал нам свою грустную историю.

 

Дело было так - после первоначальных переговоров с нами, поиски подрядчиков на проведение аэрофотосъемки еще продолжалось как бы по инерции. В результате возникло предложение от пилота небольшого вертолета базирующегося в Крыму. Пилот брался полетать над территорией отеля за заметно меньшие деньги чем предлагали мы за свою работу. Не долго думая, нам по телефону сообщили об отказе от услуг, а вертолет должен был вылететь на съемку. И тут выяснилось, что собственно снимать, то есть фотографировать, сам пилот не может, так как управляет вертолетом. Нужен фотограф - пассажир. Нашли и местного фотографа, благо в Крыму их много. Но это, как вы понимаете, за отдельные деньги. В день полетов с погодой тоже все обстояло отлично. Даже ветра почти не было. Утром вертолет весело жужжа несколько минут летал над крымским берегом в районе гостиничного комплекса. После обеда (хозяин отеля был по делам в Симферополе) приехал фотограф, привез диск с цифровыми фотографиями, забрал честно заработанные денежки и убыл. Вечером, по приезду хозяина отеля состоялся просмотр отснятого материала (нам потом тоже показали).

 

Дальше пишу сухо, только факты. Всего на диске фотографом было отдано 187 кадров. Все они сняты примерно с одной высоты. Резкими из них оказались около 120. Гостиница в некоторых кадрах была, но или мелко, или наоборот так крупно, что вся территория с парком не помещалась. Было много кадров где ни парка ни гостиницы не было вообще или были только их фрагменты, но зато были соседние здания и участки. Еще примерно треть кадров вообще не годились никуда, из-за сильной атмосферной дымки, которая бывает при съемке с высоты против света. Почти на всех кадрах горизонт был сильно завален. Вертикальных (плановых) кадров аэрофотосъемки было 3 (!) и на всех без исключения присутствовал правый борт вертолета и стойки шасси, и только часть территории гостиничного парка. В целом, удалось отобрать 4 (четыре) кадра более или менее соответствовавших задаче, но они оказались снятыми со стороны гор, а все вожделенные кадры «сверху, от моря» ушли в брак. Расстроенный результатом такой аэрофотосъемки, хозяин отеля позвонил с претензиями фотографу, на что тот сказал, что сделал все что мог в тех тяжелых условиях в которых ему пришлось работать – грохот винтов и мотора, тряска вертолета, ветер через снятую дверь кабины. Виды «вертикально вниз» он вообще снимал с риском для своей фототехники и жизни, свешиваясь через борт вертолета. На его просьбы «повисеть» в некоторых точках, пилот ему еще на земле ответил твердым отказом, сославшись на техническую невозможность этого трюка, и запрещающие инструкции. И вообще, если бы фотограф знал на что идет – попросил бы больше денег. Позвонили с претензией уже пилоту - но он сказал, что честно откатал пассажира оплаченное время, про «зависать над отелем» договора с заказчиком не было, и вообще, за результаты аэрофотосъемки отвечает фотограф.

 

В целом обоих исполнителей этой работы понять можно, они просто не понимали за что берутся, но общий результат никого не устроил. Теперь давайте подведем краткий итог истории и проделаем работу над ошибками. Как это видится мне.

 

Что мог сделать хозяин отеля?

 

Хозяину стоило попытаться с нами поторговаться имея в виду цену на более дешевый вариант, а не просто уведомлять нас об отмене заказа. Стоило спросить, можем ли мы сработать дешевле, и если нет – то какие на это причины.

 

Ему пришлось заплатить дважды за одну работу из–за желания сэкономить немного денег и стереотипа, гласящего что «большой вертолет» всегда снимет лучше дрона. Он был единственным кто управлял ситуацией, но не разобрался в ней до конца и потерял деньги. Но он хотя бы смог это признать и пригласил нас переделать работу. Случай не типичный для руководителя, что и заставило меня написать эту статью. Теперь о первых исполнителях работы.

 

Почему пилот отказался «зависать»?

 

Обычный гражданский вертолет действительно может зависать в воздухе, но делает он это только на небольшой высоте, при взлете и посадке, где ему у земли помогает воздушная подушка. Короче говоря – на высоте более десятка метров гражданские вертолеты не зависают. Исключение – грузовые и специальные вертолеты.

 

Почему не была правильно проведена вертикальная съемка?

 

Обычные вертолеты не приспособлены для аэрофотосъемки. Они не имеют люков в полу позволяющих фототехнике снимать вертикально вниз (плановая съемка). Единственный способ хоть как то сфотографировать вертикальный кадр с гражданского вертолета – это свеситься максимально в сторону из кабины, но части вертолета все равно будут в кадре.

 

Почему нормальных снимков сделанных фотографом оказалось так мало и их качество не устроило заказчика?

 

А вы сами летали на вертолете? Полет на вертолете очень эмоциональное дело – грохот и свист лопастей, особенно при снятой двери, сильная тряска, словом - это нечто! Сам вид земли с высоты для обычного человека весьма непривычен. Он быстро теряет ориентиры, позволяющие ему понять где находится. Определить с высоты птичьего полета границы участка, или даже найти нужное здание среди однообразной крымской «зеленки» очень тяжело. В таких условиях хорошо снять с разных сторон нужный участок может только профессионал занимающийся фотосъемками с вертолета. Дымка похожая на туман будет портить работу всегда, если с высоты снимать против солнца. Единственный способ избежать этого – снимать в разное время суток, дождавшись чтобы солнце переместилось по небу в подходящую позицию. У фотографа естественно не было возможности ждать в воздухе несколько часов, и он снял как мог.

 

Про съемку сферической панорамы с вертолета в тот раз вообще разговор не заводился, но поясню - с маленького гражданского вертолета очень сложно, почти не реально снять сферическую панораму. Делать это во всем Мире умеют лишь немногие «профи» команды.

 

Что в этом отношении против вертолета могут дроны?

 

«Мультироторы», или «мультикоптеры» или «дроны» как их сейчас модно называть, гораздо лучше приспособлены для аэрофотосъемки. Многороторные дроны умеют подниматься вертикально вверх и неподвижно зависать на любой разумной высоте. Их электромоторы не создают вибрации, а значит не размазывают картинку даже на длинной выдержке. Камера дрона находится снизу, ей ничто не мешает снимать в любом направлении. Камера может поворачиваться и наклоняться в любую сторону по командам с земли. Пользуясь дорном - мультиротором можно и нужно снимать именно в то время, в которое освещение наиболее благоприятно, и это не удорожает процесс съемки. Можно взлететь в любое нужное время, выполнить съемку, тут же посмотреть результат, и если результат не нравится – взлететь и фотографировать снова. Заказывая аэрофотосъемку с мультироторного дрона вы обращаетесь к людям которые отвечают за качество фотоснимков а не просто продают свое рабочее время.

 

Если у вас остались вопросы после этой статьи - наберите +38 067-710-78-57 и мы охотно на них ответим!

 

 

 



Яндекс.Метрика