Съемка в горах с помощью дрона

Сознательная творческая съемка с помощью дрона в горах

Съемка с помощью дронов, в том числе в горах, сравнительно новый жанр. По большому счету, это разновидность пейзажной фотографии. Художественная аэрофотосъемка начала входить в массовый обиход лишь после 2013 года, когда компания DJI начала выпуск доступных дронов квадрокоптеров Phantom. До этого времени аэросъемкой занимались немногие энтузиасты, сами делавшие летающие камеры. Все, что дальше написано в этой статье, в равной степени касается как фото, так и видеосъемки при помощи дронов. Частое употребление фотографической терминологии обусловлено удобством иллюстрации именно с помощью фотоснимков. Я не буду здесь разбирать все классические законы композиции. Полагаю, что с правилом третей, важностью ритма, и общей гармонии вы уже знакомы. В этой статье мы разберем только те правила, которые в наибольшей степени работают именно для горных пейзажей.

Mt. Jordan and Lake Reflection, Sierra Nevada, CA, 1999, Jody Forster
Mt. Jordan and Lake Reflection, Sierra Nevada, CA, 1999, Jody Forster

Перед тем как поговорить о конкретных приемах воздушной съемки с дрона в горах, давайте разберемся, в чем состоит наша роль как Авторов изображений. Когда художник рисует картину, мы понимаем, что актом искусства здесь является смешивание и нанесение красок на холст в определенном порядке, формируя изображение, у скульптора это процесс лепки или вырезания скульптурной формы (отсечение всего лишнего). А что же является актом искусства в фотографии или видео съемке, в том числе с помощью дрона? Сегодня цифровая камера в автоматическом режиме позволяет человеку вообще не вмешиваться в технический процесс получения изображения. Так в чем же тогда его роль как творца? Роль Автора, в способности находить, выбирать или создать фрагмент реальности, наилучшим образом отражающий его творческую идею, и момент, когда эта идея максимально раскрыта. Именно умение сознательно выбирать, отделять прекрасное от посредственного, отличает хорошего фотографа от человека, который интуитивно нажимает спусковую кнопку на камере. Хорошая новость в том, что навыки такого выбора можно в себе натренировать. Первое, что для этого понадобится, это научиться видеть сильные и слабые стороны уже готовых изображений. Анализ работ других авторов, обучает умению оценивать кадр, понять, что именно мы будем искать в природе, для создания собственных работ. Для понимания, почему тот или иной кадр нравится или не вызывает интереса, нам пригодятся знания из области нейроэстетики. Это относительно новое научное направление, изучающее физиологию эстетических оценок. В этой статье мы рассмотрим сильные и слабые стороны некоторых фотографий, чтобы на этих примерах вы уже сами смогли научится анализировать свои и чужие изображения.

Остров Сенья Норвегия
Остров Сенья, Норвегия

Интерес и желание задержать взгляд на изображении, возникает у человека тогда, когда в поле его зрения попадают новые, незнакомые ему объекты, или — уже знакомые, но внешне или внутренне организованные по-новому и поэтому вызывающие у него сильные эмоциональные реакции. Как много людей видели такую грозу в горах? Думаю, этот кадр точно вызвал у вас интерес, и желание кликнуть на нем, чтобы рассмотреть в большем размере.

Гроза в горах. Съемка с дрона
Гроза в горах. Съемка с дрона

В начале «нулевых», еще до появления массовых дронов, когда даже само слово «дрон» еще не употреблялось, стали появляться первые художественные фото с высоты. Небесные фотографии вызывали любопытство и удивление у зрителей, просто по тому, что раньше такого никто не видел, восхищала уникальность снимков. Художественные качества воздушных фотографий тогда еще не были важны. После начала массовой продажи дронов DJI, количество снимков с квадрокоптеров стремительно возросло, а после появления на дронах в 2014 году стабилизированных подвесов для камер, началась и воздушная видеосъемка. Сейчас просто воздушными кадрами удивить не получится, Инстаграм, Фейсбук и прочие цифровые платформы стремительно наполняются снимками и видео с дронов. Эффект новизны сошел на нет, и от небесного кино и фотографии уже ждут высоких художественных достоинств наравне с прочими жанрами. Наступило время анализа сильных и слабых сторон художественной аэросъемки.

первые самодельные дроны
Один из первых самодельных дронов

Снимок с дрона в горах
Любая съемка с высоты вызывала интерес у зрителей

Хотя съемка с дронов и перестала быть диковинкой, снимков с высоты все равно несравнимо меньше чем традиционных пейзажей. Главной отличительной чертой воздушной съемки по-прежнему остается ее способ, при котором камера поднята над землей, и зритель видит мир, отличный от своего повседневного опыта. Понимание ракурсов и использование их сильных сторон при воздушной съемке, сразу даст вашему творчеству хороший поступательный импульс.

В воздушной съемке с дрона можно выделить два ракурса:
1. Перспективный вид — когда камера смотрит под углом к горизонту
2. Плановый вид, когда камера смотрит вертикально вниз

Посмотрите на фото ниже. Первый снимок в перспективном ракурсе, показывает ни чем не примечательный горный пейзаж, снятый с помощью дрона среди дня, с плоским скучным светом. Глазу не за что зацепиться, и рассматривать изображение не интересно. Второй снимок, это то же самое место, но снятое вертикально вниз, плановым ракурсом. У снимка появился контраст, некая интрига, он стал интереснее и его хочется рассматривать!

Перспективный ракурс с дрона
Перспективный ракурс
Плановый ракурс с дрона
Плановый ракурс

А еще, снимки сделанные в плановом ракурсе можно поворачивать как вам угодно. Часто это добавляет им выразительности! Какой из вариантов нравится вам больше?

Плановый ракурс с поворотом против часовой стрелки.
Плановый ракурс с поворотом против часовой стрелки.
Плановый ракурс с поворотом по часовой стрелки.
Плановый ракурс с поворотом по часовой стрелки.

Для жителей равнин, вид с высоты более 30—50 метров уже выглядят необычно и привлекает внимание, даже если это перспективный ракурс похожий на вид с балкона. Что же говорить про кадры снятые вертикально вниз — такие виды смотрятся еще более непривычно. Мы глядим вниз, и не видим ни своих ног, ни опоры под ними. Многие люди прожили всю жизнь, ни разу и не увидев землю в этом ракурсе. Таким образом, если вы на равнине, то для зрителей перспективные и плановые снимки даже с небольшой высоты все еще будут содержать некоторую магию новизны. Но если вы снимаете в горах, отличить перспективный кадр с дрона от кадра со склона, практически невозможно. В горах, перспективные кадры снятые с помощью квадрокоптера, сами по себе не привлекут особого внимания зрителей. Как бы высоко вы не поднимали дрон, все равно будет казаться, что это съемка с соседней горы. В то же время, плановый ракурс в горах будет на много интереснее, чем на равнине, так как объекты в кадре расположены на разном расстоянии от дрона, создавая дополнительный эффект глубины пространства.

Плановый ракурс съемки с дрона в горах
Фото 1
Съемка с дрона в горах. Плановый ракурс
Фото 2
Светотень подчеркивает глубину планового снимка в горах
Фото 3
Плановый ракурс всегда привлекает больше внимания чем перспективный

У вас может сложиться впечатление, что чем выше вы поднимите камеру на дроне, тем круче будут кадры. Это так, но только в определенной степени. Если проанализировать высоту съемки как меру эмоционального воздействия на зрителя, то окажется, что Wow-эффект стремительно растет примерно до высоты 100—150 метров. Дальше, с набором высоты, эмоциональный эффект от кадров начинает ослабевать! Откуда такой, вроде бы парадоксальный результат? Дело в том, что зритель эмоционально вовлекается тем больше, чем больше узнает знакомых из повседневной жизни объектов, представленных в непривычном виде. Это узнавание происходит при просмотре снимков сделанных с не слишком большой высоты. Зрители с удовольствием разгадывают рассыпанные по изображению загадки, узнавая в в странных геометрических формах привычные предметы. «Ух ты! Что это такое круглое и блестящее? Да это же наш фонтан, и лавочки вокруг!». Маленькие открытия доставляют нам массу удовольствия, сродни радости творчества, и мы готовы долго разглядывать такие снимки. По мере подъема дрона, с высоты 300 — 500 метров, знакомый повседневный мир исчезает, вместо эмоционально близких соразмерных нам вещей, мы наблюдаем крупные объекты — группы зданий, дороги, поля. На уровне эмоций мы не вовлечены во взаимодействие с такими вещами, и воспринимаем изображение как абстрактную картинку — карту местности, не цепляющую зрителя эмоционально.

Высота съемки с дрона позволяет разглядеть знакомые детали
Высота съемки с дрона позволяет разглядеть знакомые, милые детали
Слишком больша высота съемки ухудшает эмоциональную связь
Слишком больша высота съемки ухудшает эмоциональную связь

Возможно, вы уже обращали внимание, что большинство кадров с дрона как будто сделаны одним автором? Происходит это из за того, что воздушные фотографы и операторы пользуются стандартным оборудованием компании DJI, с очень сходными параметрами камер. Для наземного фотографа и кинематографиста использование сменной оптики с разным фокусным расстоянием является главным выразительным средством передачи перспективы. Длиннофокусные объективы работая как бинокль, сжимают перспективу, позволяют вырезать небольшой кусочек пространства, выделить сюжетно-важную часть. Объективы «нормальные» по фокусному расстоянию передают перспективу так, как её видит человек невооруженным глазом, и тоже помогают ограничить кадр от лишних деталей. Широкоугольные линзы, наоборот, раздвигают перспективу, вмещая в кадр все находящееся перед камерой без разбора. У любительских дронов камеры снабжены как раз такой оптикой. В результате мы получаем от всех авторов дрон-съемки очень похожие изображения. Выходом здесь может служить разве что покупка более дорогой профессиональной техники, где есть возможность использовать сменные объективы в том числе и длиннофокусные.

Кадр с дрона в горах 3
Фото 1
Кадр с дрона в горах 2
Фото 2
Кадр с дрона в горах 1
Фото 3
Кадр с дрона в горах 4
Фото 4
Кадры разных авторов снятые дронами в горах, объединяет сходная передача перспективы

Пейзажные фотографии можно разделить на те, где присутствует смысловой или эмоциональный центр, и те, где его выделить сложно. Взгляд блуждает по изображению, где вроде бы все красиво, но «красота» равномерно размазана по картинке. Не смотря на то, что самая дорогая в мире пейзажная фотография (Гурски, «Рейн II») относится ко второй категории, нам больше нравятся изображения, где есть понятный смысловой или эмоциональный центр.

Андреас Гурски - «Рейн II»
Андреас Гурски — «Рейн II»продана за $4 338 500 Самая дорогая из пейзажных фотографий.

Наличие смыслового центра очень важно для видеосъемки с дрона. Смотреть как дрон долго, высоко, и неспешно летит над однообразным зеленым ковром джунглей, снежным склоном, бесконечным пляжем (нужное подчеркнуть), совсем не интересно. Важная характеристика пейзажной съемки, это визуальное разнообразие. В хорошем кадре должны присутствовать разные по цвету, контрасту или форме объекты. При этом взгляд зрителя не следует перегружать и «запутывать». Дайте ему возможность понять, что именно побудило вас снять тот или иной кадр, и зритель отблагодарит вас своим вниманием!

Фотография с чрезвычайно высоким визуальным разнообразием
Фотография с чрезвычайно высоким визуальным разнообразием

Давайте рассмотрим еще несколько фотографий с горными пейзажами. Выберете наиболее понравившиеся. Скорее всего это будут снимки, где есть хорошо заметные волнистые линии, по которым, как по рельсам движется взгляд. Физиология восприятия образов такова, что нам ВСЕГДА будут приятнее изображения с длинными плавными линиями, чем без них. Среди прямых и волнистых линий, мы предпочтем волнистые. Зная этот секрет, стоит сознательно подбирать сюжеты, где есть плавно изгибающиеся ведущие линии. В идеале, силовые линии должны подводить взгляд к сюжетному ядру кадра.

Фотография с волнистыми линиями
Фото 1
Кадр с дрона в горах 3
Фото 2
Фото с волнистыми линиями
Фото 3
Кадр с дрона в горах 4
Фото 4

Каким образом зритель определяет смысловое или эмоциональное ядро кадра? Чаще всего ему помогает контраст. Контраст может быть разным — по цвету, по форме, по размеру, по направлению, по фактуре. Контраст очень важен, без него любая работа выглядит плоской и скучной. Именно на контрасте чаще всего строится ключевая идея снимка. Если вы сомневаетесь в соей картинке, есть простой способ оценить снимок на достаточность по контрасту. Посмотрите на изображение в маленьком размере, примерно как почтовая марка, если малюсенькая картинка остается понятной и привлекательной, то с контрастом у нее все в порядке.

Фотография с волнистыми линиями
Фото 1
Кадр с дрона в горах 3
Фото 2
Фото с волнистыми линиями
Фото 3
Кадр с дрона в горах 4
Фото 4
Изображение с низким контрастом
Фото 5
У первой и второй фотографии с контрастом все в порядке

Рассмотрим еще одну группу горных пейзажей. Я уверен, что вас не оставили равнодушными фотографии, где есть необычные атмосферные и погодные явления — клубится рассветная дымка, низкие облака обволакивают горные вершины, сверкают молнии. Почему это так? Да по тому, что в повседневной жизни мы всего этого не видим. В такое время и в такую погоду, мы обычно сидим дома, или вообще спим. Любители рыбалки говорят, что рыба хорошо клюет тогда, когда рыбаку плохо. Это в полной мере относится к роботе фотографов и операторов. Самые лучшие кадры ловятся в сложных погодных условиях и в неудобное время. Если вы хотите получать выразительные, запоминающиеся кадры, вам придется вставать до восхода солнца, и обзавестись обувью для мокрой погоды.

Утренний туман в горах. кадр с дрона
Фото 1
Слоистые облака в горах. Кадр с дрона
Фото 2
Волшебный свет в горах. Кадр с дрона
Фото 3
Гроза в горах. Кадр с дрона
Фото 4

Есть множество книг и статей, описывающих законы и правила композиции. Если вы думаете, что знание композиции обеспечит вам хороший кадр в любой момент, то вы большой оптимист. Прежде всего, нужно понимать, что правила — это прежде всего критерии отбора. (вспоминаем про роль Автора в фотографии) Когда со своим дроном вы находитесь в неподходящем месте или в неподходящее время, эти правила не дадут вам ничего. Их здесь просто не к чему применить! Если вид перед камерой не позволяет применить к нему композиционные законы, значит он вообще не пригоден для хорошего кадра — ищите другой вид! Главная сила законов композиции в том, что они направляют ваше внимание, позволяя отвергать неподходящее, и подсказывают место и время, где больше всего шансов сделать великолепный снимок. Когда говорят, что для идеального кадра кроме знаний нужен еще и труд, то это как раз про поиск места для съемки, и возможность попасть туда вовремя — на рассвете / закате, перед грозой, во время полярного сияния и т. д. Уже потом, анализируя свой удачные кадры, вы найдете в них и «золотое сечение», и силовые линии, и по правилам третей все будет как надо. Ну, может немножко подрезать придется где нибудь).

Рассвет в горах. Кадр с дрона
Утренний свет и необычные атмосферные явления дадут вам дополнительные 100 очков при не самой идеальной композиции

Вот вам конкретный, рабочий алгоритм: найдите место, откуда открывается вид с естественными, плавно изогнутыми линиями. Будьте там на рассвете, когда самая большая вероятность застать слоистые облака или утреннюю дымку. Вот теперь, используя законы композиции, выберите наиболее раскрывающий этот вид ракурс и высоту дрона для съемки. В этих условиях, идея кадра будет так очевидна, что вы не сможете ее не заметить, а достаточный контраст и визуальное разнообразие в таких условиях образуются сами.

Горы и палярное сияние. Кадр с дрона
Законы композиции помогут вам выбрать нужное место, а время — вы уже знаете!

Подведем краткий итог. Во-првых, законы композиции и приемы которые мы здесь рассмотрели, позволяют отбраковать и не снимать заведомо проигрышные сюжеты, а не построить шедевр на ровном месте из ничего. Во-вторых, они указывают где искать и когда снимать наиболее выигрышные виды. Каждый из приемов которые мы рассмотрели, вносит свой, индивидуальный вклад в общую ценность изображения. Вклад может быть небольшим, едва заметным, а может быть таким мощным, что на нем выстроится вся привлекательность кадра. Скорее всего, вы не сможете каждый раз находить наилучшие места, и оказываться там в идеальное время. Не огорчайтесь, обычно, сумма присутствующих в кадре элементов перевешивает влияние какого то одного.

Чтобы снимать с помощью дрона хорошие кадры в горах, стоит учесть приведенные ниже не сложные рекомендации.

Творческие рекомендации.

1. Постарайтесь найти места, откуда хорошо видны природные волнистые или прямые силовые линии. Это могут быть реки или горные дороги.
2. Снимайте перед самым восходом солнца и на рассвете. Закат тоже лучше чем полдень, но интересных атмосферных явлений будет на много меньше.
3. Ищите сюжеты с достаточным визуальным разнообразием.
4. Не бойтесь скверной погоды. Самые интересные кадры вы снимете именно тогда, когда вам плохо.
5. Высота съемки с дрона должна быть соразмерна главной сюжетной части изображения — если в кадре люди, не стоит подниматься выше 30-50 метров.
6. Не забывайте про плановый ракурс, в горах он часто интереснее чем перспективный.
7. Если ваш дрон имеет камеру со сменной оптикой или трансфокатором, экспериментируйте с более длинным фокусом. Это сразу выделит ваши кадры среди прочих.
8. Перед началом записи видео кадра, или фото снимком, ответьте на вопрос, что именно вы снимаете?
9. Ищите кадры, где есть сюжетное ядро. Повторить успех Андреаса Гурски будет на много сложнее, чем кажется.
10. Не снимайте видео с дрона длинными планами, если не стоит задача получить визуальные обои под музыку..

Технические рекомендации.

1. Не слишком полагайтесь на системы активной защиты дрона от столкновений. Над снегом они работают с ошибками.
2. Для фото используйте поляризационный фильтр, он притемнит небо и повысит общий контраст изображения.
3. Для видео, запаситесь ND фильтрами большой плотности — ND-32 и ND-64. В горах и на снегу света намного больше чем у земли.
4. Никогда не поднимайте чувствительность камеры. Даже при ночной съемке вам достаточно 100 или 200 единиц. (См. статью о ночной съемке)
5. Не бойтесь использовать длинную выдержку. Современные дроны позволяют получить резкие кадры на выдержках вплоть до 10 секунд.
6. Зимой в горах холодно, продолжительность полета дрона на холоде и в разряженном воздухе будет заметно меньше, чем у земли.
7. Проверьте, и если нужно дозарядите перед выходом на съемку аккумуляторы дрона, пульта, телефона или планшета. В мороз все садится быстро и не вовремя.
8. Не улетайте слишком далеко. Искать дрон после аварийной посадки в горах, вам точно не понравится.