Вопросы и ответы по применению дронов в условиях военных конфликтов

Ответы на типовые вопросы

Как использовать оффлайн карты местности без подключения к интернет?

Для использования полётных карт в программах типа DJI GO4, мы рекомендуем загружать карты мест проведения полетов заранее в безопасном месте.

1. Войдите в меню General Settings, и включите функцию сохранения карт в памяти телефона — Cache Map in the Background.

Загрузка карт в фоновом режиме

2. Подключите телефон который используете для полетов к сети Интернет.

3. Запустите программу для вашего дрона к (примеру, DJI GO4).

4. В приложении откройте карту на весь экран, выберите тип карты: схема, спутник или гибридный вариант, затем передвигайте на экране карту так, чтобы вы увидели зону будущих полетов.

5. Растяните пальцами карту для наиболее подробного отображения, и двигайте ее в этом режим, чтобы вы просмотрели на экране всю территорию где собираетесь летать. Карты могут загружаться очень медленно, имейте это в виду!

После того, как вы просмотрели на экране зону полетов, она будет сохранена в памяти планшета до тех пор, пока вы не загрузите карту другой местности. На месте проведения полетов для безопасности лучше отключить телефон от связи (режим «в самолете») и полностью отключить службы геолокации.

Что такое DJI Aeroscop? Особенности полетов в случае риска его применения.

Aeroscop — это система разработанная китайским производителем дронов DJI, предназначенная для контроля воздушного пространства на наличие любых моделей дронов сделанных самой компанией DJI. Переносной вариант системы выглядит как чемоданчик с экраном, на котором отображается информация по обнаруженным дронам. Система показывает на экране карту, с отметками находящихся в воздухе дронов в радиусе около 10 км. Кроме отметок положения дронов, на карте показываются пройденные маршруты дронов, и места, где находятся сами операторы, если на их гаджетах для полета включена функция геолокации. Система является пассивным приемником радиосигналов, и сама по себе не может влиять на полет дронов. Система DJI Aeroscop так же не может обнаруживать самодельные дроны, и дроны других производителей. Существует стационарная версия этой системы, способная работать в радиусе до 50 км. Поскольку система является пассивным приемником, определить ее работу можно только по косвенным признакам. К примеру, быстрое обнаружение позиции оператора и накрытие ее огнем.
DJI aeroscope може відображати у реальному часі:
— Модель коптера,
— позицію та висоту,
— історію польоту,
— домашню точку (точку зльоту),
— позицію пілота (при включеному GPS у мобільному пристрої, що підключено до пульта).

Виходячи з цього ВАЖЛИВО:
1. Вимкнути GPS у мобільному пристрої, Wi-Fi та мобільний інтернет (краще включити «режим польоту»).
2. Запускати коптер на безпечній відстані від місця роботи (включати, злітати та повертатися туди!).
2.1. Включати коптер саме на місці зльоту, а не по дорозі, оскільки може оновити домашню точку і записати історію шляху в руках, що в свою чергу покаже напрямок до місця роботи. Крім того, коптер може визначитися навіть на землі без gps (відображатимуться нульові координати, але те, що коптер є в радіусі дії dji aeroscope буде відомо, просто без позиції точної, поки коптер не спіймає супутники і не оновить домашню точку).
2.2. Якщо прилетіти до себе на місце роботи, після завершення, то в історії польоту це буде видно і пункт 1 не допоможе!
2.3. Вимикати його також на місці зльоту, щоб у історії польоту збігалося місце зльоту і посадки.
3. По документації спочатку включається пульт, потім коптер, а вимикається навпаки (коптер, потім пульт). При можливості це краще робити з помічником та враховувати різницю дистанції від точки зльоту та місця роботи до необхідного об’єкту.

Каковы основные уязвимости дронов DJI для средств РЭБ?

Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) используют ряд уязвимостей, которые изначально заложены производителем как средства обеспечения безопасной эксплуатации дронов. Следует помнить, что гражданские дроны DJI изначально не предназначены для работы в условиях военных конфликтов. Их системы преднамеренно ослаблены производителем, для предотвращения применения этих дронов для выполнения нестандартных задач. Однако, следует понимать, что непосредственный перехват управления дроном в полете, так что им начинает «рулить» кто то кроме вас, крайне сложная техническая задача, и до сих пор нет подтвержденных свидетельств того, что это было кем-либо сделано. В то же время, поведение дрона в случае отказа навигационной системы, когда дрон перестает удерживать позицию и движется в потоке ветра, может напоминать перехват управления. Наиболее часто атака РЭБ происходит именно на навигационную систему дрона.

1. Отказ навигационной системы дрона может произойти в двух случаях, это глушение сигналов GPS (в зоне военных конфликтов случается очень часто) или ошибки компаса, которые чаще всего могут быть вызваны естественными причинами. При отказе навигационной системы дрон начинает дрейфовать по ветру, но при этом полностью сохраняется его управляемость. Автоматический возврат в точку старта или выполнение полета по маршруту в случае отказа навигационной системы невозможно.

Признаки отказа навигационной системы. Визуально, дрон начинает самостоятельно улетать от вас вслед за ветром. При глушении GPS на экране вы видите сообщение на желтом фоне, что дрон находится в Opti Mode, количество спутников и уровень сигнала от них резко уменьшается или отсутствует. Отметка дрона на карте перестает перемещаться. При ошибке компаса на экране вы видите на красном фоне сообщение об ошибке компаса Compas Error. Отметка дрона на карте перемещается, но не реагирует на развороты по рысканью.

2. Глушение канала управления дроном. Отдельно встречается редко. При такой атаке, средства РЭБ глушат частоты 2.4 Гигагерц и 5.8 Гигагерц, на которых передаются команды управления дроном. В этом случае, дрон может автоматически перейти в режим автовозврата к месту взлета (RTH). Обрывы управления могут происходить из за естественных причин, при дальних полетах.

Признаки глушения канала управления. Визуально дрон перестает реагировать на движения стиков. На экране уровень сигнала от пульта отсутствует.

3. Глушение видеосигнала. Отдельно встречается редко. При сохранении управляемости дрона и работе навигационной системы пропадает изображение с камеры. Изображение с камеры может пропадать и из за естественных причин, при дальних полетах.

Признаки глушения видеосигнала. Картинка с камеры «замерзает» или пропадает. Уровень видеосигнала отсутствует.

4. Комбинированное глушение частот GPS и канала управления (одновременно могут глушить и видео). Встречается часто. При таком воздействии у дронов DJI включается алгоритм автоматической посадки. Дрон при этом дрейфует по ветру со снижением.

Признаки комбинированного глушения GPS канала управления и видеосигнала. Визуально дрон снижается, дрейфуя по ветру. На экране отсутствуют уровни приема сигналов и ноль путников.

5. Подмена GPS координат (GPS спуффинг). Встречается периодически. В этом случае используется уязвимость дронов DJI связанная с невозможностью полетов в запрещенных зонах (No Flight Zone). В этом случае средства РЭБ передают более сильный фальшивый сигнал на частотах GPS. Как правило, в качестве ложных координат передаются координаты NFZ аэропорта. В этом случае дрон начинает процедуру автопосадки, но без дрейфа по ветру.

Признаки подмены GPS координат. Визуально дрон начинает интенсивно снижаться без сноса по ветру. На экране резко меняется количество спутников, на карте внезапно появляется окрашенная красным зона запрещенная для полетов, может быть конкретный аэропорт.

Тактика полетов в условиях РЭБ

Пустой раздел. Редактировать страницу, чтобы добавить содержание здесь.

Определение координат видиных с дрона объектов

Не морочтесь з координатами на фото з дрона.  Поряд з пілотом повинна бути людина з планшетом та картою, та на ньому відмічає точку цілі, дивлячись на екран пілота.

Быстро садится пульт дрона. Что делать?

Пустой раздел. Редактировать страницу, чтобы добавить содержание здесь.

Как отключить зоны запрещенные для полетов (NFZ) lkz дронов DJI?

Пустой раздел. Редактировать страницу, чтобы добавить содержание здесь.

Записаться на курс


    Учебный класс школы пилотов и операторов Дмитрия Следюка
    Учебный класс

    Школа пилотов и операторов дронов

    Тесты по дронам для самопроверки и учебные материалы для ознакомления